~Rudolf~
Из сборника Документы истории великой французской революции в двух томах. Том первый. М.: изд-во Московского университета. 1990.

ДЕКЛАРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ, ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Целью всякого объединения людей в общество является защита естественных, гражданских и политических прав человека; эти права лежат в основе общественного договора; их признание и провозглашение должны предшествовать конституции, которая гарантирует их осуществление.
1. Естественными, гражданскими и политическими правами человека являются свобода, равенство, безопасность, собственность, социальная гарантия этих прав и сопротивление угнетению.
2. Свобода заключается в возможности делать все то, что не нарушает прав других людей; таким образом, естественные права человека ограничены только теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества осуществление этих же прав.
3. Обеспечение свободы зависит от повиновения закону, который является выражением общей воли. Все, что не запрещено законом, является дозволенным; никого нельзя принуждать делать что-либо не предписанное законом.
4. Каждый человек может свободно высказывать свои мысли и убеждения.
5. Свобода печати, а также и всякий другой способ публичного выявления своих мыслей не могут быть ни запрещены, ни приостановлены, ни ограничены.
б. Всякий гражданин должен быть свободен в отправлении своего культа.
7. Равенство заключается в том, что каждый пользуется одинаковыми правами.
8. Закон должен быть одинаковым для всех, идет ли дело о наградах или наказаниях и ограничениях.
9. Все граждане допускаются к занятию любых мест, должностей или к выполнению общественных обязанностей. Свободные народы не знают никаких иных оснований для отличия, кроме талантов и добродетели.
10. Безопасность состоит в покровительстве, которое оказывается обществом каждому гражданину для охраны его личности, его имущества и его прав.
11. Никто не может быть предан суду, обвинен, арестован или задержан иначе, как в случаях, указанных законом, и по установленным им формам. Всякий иной акт против любого из граждан является произволом и не имеет силы.
12. Лица, издавшие, разославшие, подписавшие, исполнившие или приказавшие исполнить эти незаконные акты, являются виновными и подлежат наказанию.
13. Граждане, по отношению к которым попытаются совершить подобные акты, имеют право оказать сопротивление насилию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона и по установленным им формам, должен немедленно повиноваться; оказывая сопротивление закону, он становится виновным.
14. Так как всякий человек считается невиновным до тех пор, пока не установлено противное, то, если даже его задержание и является необходимым, всякие суровые меры по отношению к нему строго караются законом, за исключением того случая, когда они вызываются необходимостью.
15. Никто не может быть наказан иначе, как на основании закона, изданного и обнародованного до совершения преступления н законно примененного к нему.
16. Закон, карающий преступления, совершенные еще до его издания, является актом произвола: придание закону обратной силы является преступлением.
17. Закон может налагать только такие наказания, которые строго необходимы для общественной безопасности. Наказания должны соответствовать размерам преступления и приносить пользу обществу.
18. Право собственности заключается в том, что каждый человек может располагать по усмотрению своим имуществом, капиталами, доходами и заниматься каким-либо производством.
19. Все отрасли труда, торговли и земледелия доступны для всех граждан: каждый может производить, продавать и перевозить все продукты своего производства.
20. Каждый человек может отдавать внаймы свою работу и свое время, но он не может продавать самого себя: его личность является неотчуждаемой собственностью.
21. Никто не может быть лишен хотя бы малейшей части своей собственности без своего согласия, если это не вызывается законно установленной общественной необходимостью, и без предварительного справедливого вознаграждения за нее.
22. Ни один налог не может быть установлен иначе, как во имя общественной пользы и в целях удовлетворения общественных нужд. Все граждане имеют право лично или через своих представителей участвовать в установлении государственных налогов.
23. Просвещение является потребностью всех граждан, и общество обязано дать его одинаково всем своим членам.
24. Социальное обеспечение является священным долгом общества: именно закон должен установить его размеры и способ применения.
25. Социальная гарантия прав зиждется на народном суверенитете.
26. Суверенитет является единым, нераздельным, неотъемлемым и неотчуждаемым.
27. Он принадлежит всему народу, и все граждане имеют одинаковое право участвовать в его осуществлении.
28. Никакое частичное собрание граждан или отдельное лицо не могут присваивать себе право суверенитета, осуществлять ка-кую-либо власть или выполнять какую-либо общественную обязанность, не имея на то формальных полномочий, переданных на основании закона.
29. Социальная гарантия не может существовать там, где границы общественных обязанностей не являются строго определенны ми законом и где не установлена ответственность всех должностных лиц.
30. Все граждане обязаны поддерживать эту социальную гарантию и придавать закону силу, когда они призваны к этому его именем.
31. Люди, объединенные в общество, должны обладать законным средством для сопротивления угнетению.
32. Угнетением является тот случай, когда какой-либо закон нарушает естественные, гражданские и политические права, которые он должен охранять. Угнетением является также, если закон нарушается государственными служащими при его применении к отдельным фактам. Угнетением является, если какие-либо акты произвола нарушают права граждан наперекор воле закона. В каждом свободном строе способ сопротивления этим различным актам угнетения должен быть установлен конституцией.
33. Народ всегда имеет право пересматривать, перерабатывать и изменять свою конституцию. Одно поколение не имеет права подчинять своим законам все грядущие поколения, и всякий переход должностей по наследству является тираническим и абсурдным.

ФРАНЦУЗСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ
Французская нация составляет Республику единую и нераздельную; основывая свой строй на призванных и провозглашенных ею правах человека и на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, она принимает следующую конституцию.
Глава I
О делении территории

1. Французская Республика является единой и нераздельной.
2. Сохраняется действующее ныне разделение ее на 85 департаментов.
4. Каждый департамент делится на крупные коммуны, каждая коммуна - на муниципальные секции и на первичные собрания.
Глава II
О правах гражданства и условиях пользования ими
1. Гражданином Республики является каждый, кто достиг 21 года, кто внесен в гражданский список первичного собрания и проживает непрерывно в течение года на французской территории. 2. Права французского гражданина утрачиваются при переходе в иностранное подданство или в результате наказания, сопровождаемого лишением гражданских прав.
3. Всякий гражданин, удовлетворяющий условиям, указанным в статье 1, может осуществлять свои избирательные права в той части территории Республики, где он проживает непрерывно в течение трех месяцев.
9. Французское подданство и достижение 25-летнего возраста являются единственными необходимыми условиями для избрания на все должности Республики.
10. Где бы ни проживал французский гражданин, он может быть избран на любую должность во всех департаментах, даже если он сам временно лишен избирательных прав из-за отсутствия постоянного места жительства.
Глава III
О первичных собраниях
Раздел I
Организация первичных собраний

1. Первичные собрания, где французы осуществляют свои гражданские права, распределяются по территории каждого департамента; их границы устанавливаются таким образом, чтобы в каждом из них бы хо не менее 450 и не более 900 членов.
2. В каждом первичном собрании ведется особый список граждан, входящих в его состав.
3. После составления этого списка каждое первичное собрание приступает к выбору бюро, состоящего из стольких членов, сколько раз число в 50 граждан повторяется в общем списке.
11. Никто не может быть допущен к голосованию в первый раз на том собрании, в гражданские списки которого он был занесен, если он не представил в бюро за неделю до открытия собрания документы, удостоверяющие его права; в последнем случае прежнее бюро докладывает о6 этом собранию, которое и решает, удовлетворяет ли данный гражданин требованиям, установленным конституцией.
Раздел II
Функции первичных собраний

I. Французские граждане собираются на первичные собрания, чтобы производить выборы, установленные конституцией.
2. Французские граждане собираются на первичные собрания также для того, чтобы обсуждать вопросы, имеющие общий интерес для всей Республики, а именно: 1) когда вопрос идет о том, чтобы принять или отвергнуть проект конституции или внести ка-кое-либо изменение в уже принятую конституцию; 2) когда предполагается созвать Национальный конвент; 3) когда Законодательное собрание призывает всех граждан выразить свою волю по вопросу, интересующему всю Республику; 4) наконец, когда дело идет о том, чтобы потребовать у Законодательного собрания обратить внимание на какой-либо вопрос, или о том, чтобы осуществить над актами народных представителей право народной цензуры, согласно правилам и способам, установленным конституцией.
3. Выборы и решения первичных собраний, не согласованные по существу обсуждаемого вопроса или по форме с правилами, установленными конституцией, аннулируются и не имеют силы.
Раздел III
Общие правила для проведения выборов в собраниях

6. Результат голосования каждого первичного собрания, установленный и объявленный бюро, отсылается в главный город департамента, где администраторы производят публичный подсчет результатов голосования всех первичных собраний.
7. Кандидатский список составляется из лиц, получивших наибольшее число голосов, н должен быть втрое больше, чем число Мест, подлежащих замещению.
12. Установленный таким образом в окончательной форме список... немедленно рассылается администрацией во все первичные собрания; администрация назначает день, когда первичные собрания должны приступить к окончательным выборам; но ни под каким видом срок выборов не может быть назначен позднее, чем на второе воскресенье после окончательного составления кандидатского списка.
15. Выборы могут производиться только среди тех лиц, которые занесены в кандидатский список.
24. Один и тот же гражданин может быть внесен несколько раз в кандидатские списки при выборах на различные должности.
25. Тем не менее нельзя совмещать какие-либо общественные должности временного характера. Каждый гражданин, занимая какую-либо новую должность, тем самым отказывается от той, которую он занимал раньше.
Раздел IV
О поддержании порядка в первичных собраниях

4. Граждане не могут являться вооруженными на первичные собрания.
Раздел V
Порядок решения вопросов на первичных собраниях

1. В начале собрания председатель докладывает о предмете, подлежащем решению; он должен быть сформулирован в виде простого вопроса, на который можно ответить простым да или нет; в конце собрания председатель назначает созыв его через неделю для вынесения решения.
2. Во время отсрочки помещение, где устраивается первичное собрание, остается открытым для всех граждан, желающих собраться там для обсуждения вопроса, подлежащего их решению.
3. Каждое воскресенье зала должна быть также открыта для граждан, пожелавших собраться там; бюро направляет туда одного из своих членов, которому поручается оглашать гражданам различные акты установленных властей, направленные к первичным собраниям; вместе с тем ему поручается поддерживать порядок и спокойствие в этих частных собраниях и совещаниях граждан.
13. Только в том случае, когда первичные собрания выносят решения по вопросам общего характера или приступают к выборам членов Законодательного Собрания или тех должностных лиц, которые имеют значение для всей Республики, - только тогда администраторы департамента могут направлять в Законодательное Собрание замечания о недействительности различных актов первичных собраний; тогда Законодательное Собрание окончательно решат вопрос об их законности.
Глава IV
Об органах административной власти
Раздел I
Об организации и полномочиях органов административной власти

1. В каждом департаменте устанавливается административный совет; в каждой коммуне -муниципалитет; в каждой секции коммуны - низший административный орган, подчиненный муниципалитету.
7. Администрация коммуны подчинена администрации департамента.
9. Граждане каждой коммуны могут обсуждать на секционных собраниях только те вопросы, которые касаются исключительно их секции или их коммуны; они ни в коем случае не получают автономии.
15. Исполнительный Совет назначает в каждом департаменте из тех членов его Административного Совета, которые не входят в состав Директории, национального комиссара, обязанностью которого является сношение с Исполнительным Советом и наблюдение за исполнением закона.
20. Члены администрации не могут ни в коем случае приостанавливать исполнение законов, изменять их или дополнять новыми распоряжениями или вмешиваться в отправление правосудия или в судопроизводство.
Раздел II
О способе избрания администрации департамента

1. Выборы членов администрации департамента производятся немедленно гражданами каждого департамента на первичных собраниях, согласно правилам, установленным в третьем отделе третьей главы.
Глава V
Об исполнительном Совете Республики
Раздел I

1. Исполнительный Совет Республики состоит из 7 министров и одного секретаря.
3. Председателем Исполнительного Совета является поочередно каждый из министров; председатель сменяется каждые две недели.
4. Исполнительному Совету поручается исполнять и заставлять исполнять все законы и декреты, изданные Законодательным Собранием.
6. Ему особенно строго запрещается под каким 6ы то ни было предлогом издавать какие-либо законы, даже временного характера, или изменять, расширять или разъяснять действующие за-коны.
9. Исполнительный Совет может отрешать от должности членов административных органов с обязательством немедленно уведомить об этом Законодательное Собрание.
11. Исполнительный Совет имеет право увольнять, отзывать и замещать тех военных и гражданских служащих, которые назначены им или подчиненными ему органами; в случае совершения ими преступлений Совет имеет право приказать возбудить против них преследование перед судом трибуналов, которым они подведомственны.
13. Исполнительному Совету передается управление н надзор над сухопутными и морскими армиями и в общем все, что относится к внешней обороне государства.
18. Государственное Казначейство не подчинено Исполнительному Совету.
22. Законодательное Собрание в специально назначенном для этого заседании имеет право выносить постановления о предании суду одного или нескольких членов Исполнительного Совета.
31. Член Исполнительного Совета может быть смещен только в случае его неправоспособности или серьезных упущений по должности.
Раздел II
О способе избрания Исполнительного Совета

1. Выборы членов Исполнительного Совета производятся немедленно всеми гражданами Республики в первичных собраниях.
2. Каждый член Совета избирается особым голосованием отдельно.
22. При первых выборах те четыре члена Совета, которые должны быть смещены первыми, выбывают по жребию; три оставшихся члена вместе с секретарем будут сменены при следующих выборах.
Раздел III
О взаимоотношениях Исполнительного Совета и Законодательного Собрания

1. Исполнительный Совет обязан ежегодно при открытии сессии Законодательного Собрания представлять ему перечень расходов, которые необходимо произвести в каждой области управления, и отчет об израсходовании сумм, предназначенных для этой цели в предыдущем году; при этом Исполнительный Совет обязан указать на те недостатки, которые могли проникнуть в область управления.
3. Если в перерыве между сессиями Законодательного Собрания интересы Республики требуют его быстрого созыва, то Исполнительный Совет обязан собрать его.
6. Законодательное Собрание может вызвать членов Совета, для того чтобы потребовать от него отчета в том, что касается подведомственной ему области, или для представления разъяснений и сведений, которые могут потребоваться Законодательному Собранию.
Глава VI
О Государственном Казначействе и Контрольной Палате
1. Учреждаются три должности комиссара Государственного Казначейства; они избираются тем же путем н в то же время, как и члены Исполнительного Совета Республики, но отдельно от них.
2. Их полномочия продолжаются три года, и по одному из них сменяется ежегодно.
5. Под страхом совершить преступление они не могут производить никаких платежей иначе, как на основании декрета Законодательного Собрания и в пределах сумм, отпущенных им на данный предмет на основании постановления Исполнительного Совета, скрепленного подписью министра данного ведомства.
7. Избираются также три комиссара Контрольной Палаты тем же способом и в то же время, как н комиссары Государственного Казначейства.
9. Комиссары Контрольной Палаты обязаны затребовать в сроки, установленные законов, отчеты от различных подотчетных лиц с приложением оправдательных документов, произвести проверку и дать свое о них заключение.
10. Для этой цели Законодательное Собрание ежегодно составляет список в 200 присяжных.
13. Один из комиссаров Контрольной Палаты обязан представить документы каждому присяжному, высказать ему все надлежащие соображения и дать все необходимые указания, чтобы он мог вынести свое решение.
Глава VII
О Законодательном Собрании
Раздел I
Об организации Законодательного Собрания и о способе избрания членов, входящих в его состав

1. Учреждается единое Законодательное Собрание; оно состоит из одной палаты и переизбирается ежегодно.
2. Члены Законодательного Собрания выбираются гражданами каждого департамента на первичных собраниях, согласно формам и правилам, установленным в разделе III главы III.
4. Число депутатов, выбираемых каждым департаментом, устанавливается только по численности народонаселения, по 1 депутату на 50000 душ. Число заместителей равняется числу депутатов...
12. Обязанности председателя и секретарей (Законодательного Собрания.- Ред.) являются временными и не могут продолжаться дольше одного месяца.
13. Члены Законодательного Собрания неприкосновенны; они не могут быть когда-либо подвергнуты обыску, обвинению или преданы суду за то, что они говорили и писали во время исполнения своих обязанностей.
14. В случае совершения уголовного преступления они могут быть захвачены с поличным, но об этом должно быть немедленно сообщено Законодательному Собранию, и судебное следствие может быть продолжено лишь после того, как Законодательное Собрание решит утвердительно вопрос о предании депутата суду.
15. За исключением случая захвата на месте преступления, членов Законодательного Собрания нельзя приводить к полицейским приставам или арестовывать, прежде чем Законодательное Собрание не вынесет постановления о предании их суду.
Раздел II
О полномочиях Законодательного Собрания

1. Законодательная власть принадлежит целиком и полностью исключительно Законодательному Собранию.
2. Только конституционные законы и их изменения являются исключением из предписания предыдущей статьи.
3. Акты, издаваемые Законодательным Собранием, делятся на законы и на декреты.
4. Первые носят общий характер и издаются на неопределенный срок. Вторые носят местный и частичный характер, они нуждаются в своем возобновлении через определенные промежутки времени.
7. Чрезвычайные меры для охраны общественной безопасности и порядка не могут длиться свыше шести месяцев; по истечении этого срока их применение кончается само собою, если только они не возобновлены новыми декретами.
Раздел III
О порядке ведения и издания законов

1. Прения в Законодательном Собрании являются публичными; протоколы его заседания печатаются.
5. Ни один закон или декрет не может быть издан иначе, как после двукратного его обсуждения...
Раздел IV
Организация бюро

1. Ежемесячно из среды Законодательного Собрания образуется особое бюро, состоящее из 13 членов; ему поручается представлять доклады о своих проектах законов или декретов, которые будут приняты и переданы на его рассмотрение Законодательным Собранием.
2. Ежемесячно выбираются по жребию тринадцать департаментов; депутаты департаментов, выпавших по жребию, назначают путем поименного голосования одного из своих членов для вхождения в состав бюро.
Глава VIII
О народной цензуре актов, изданных народными представителями, и о праве петиции

1. Если кто-нибудь из граждан считает полезным или необходимым обратить внимание народных представителей на акты конституционного, законодательного или общеадминистративного характера, провести реформу существующего закона или предложить издание нового, то он имеет право потребовать у бюро своего первичного собрания созвать таковое в ближайшее воскресенье, чтобы вынести решение по его предложению.
2. Это предложение должно быть сформулировано в форме требования, составленного в самых простых выражениях, отдельно от мотивов, которые его обосновывают.
З. Чтобы получить законную силу, это требование должно быть утверждено и подписано пятьюдесятью гражданами, живущими в округе этого же первичного собрания.
7. Если большинство голосующих высказывается за то, чтобы предложение было поставлено на голосование, то бюро обязано потребовать созыва тех первичных собраний, главные местечки которых находятся в пределах той же коммуны, для того чтобы они вынесли постановление по вопросу, изложенному в требовании.
10. Если в первичных собраниях коммуны большинство голосующих заявляет, что по предложению должно быть вынесено особое постановление, то бюро направляет в администрацию департамента свои протоколы и общий результат полученных им сведений о голосованиях первичных собрания коммуны; в то же время бюро требует у администрации созыва первичных собраний всего департамента для вынесения решения по тому же вопросу.
11. Департамент не может отказать в общем созыве собраний; последние должны состояться в течение двух недель; первичные собрания выносят решение в такой же форме и направляют администрации департамента результаты своего голосования.
12. Подсчет голосов и общий результат публикуются и вывешиваются в главном местечке первичных собраний департамента.
13. Если большинство первичных собраний решает, что по возбужденному вопросу должно быть вынесено постановление, то администрация департамента направляет в Законодательное Собрание результаты их голосований вместе с изложением принятого ими постановления и требует рассмотрения этого вопроса.
14. Это требование немедленно отпечатывается, раздается всем членам Законодательного Собрания, вывешивается в зале заседаний и передается комиссарам для составления по нему доклада в недельный срок.
17. Если большинство голосов решает вопрос утвердительно, то Законодательное Собрание передает принятое предложение комиссарам для вынесения по этому вопросу проекта декрета в двухнедельный срок.
19. Если большинство Собрания установит, что по этому вопросу не надо выносить особого постановления, то результат поименного голосования тоже рассылается во все департаменты.
20. Если первичные собрания еще одного департамента потребуют отмены принятого по данному вопросу декрета или отмены закона, изданного по существу сделанного предложения, то Законодательное Собрание обязано немедленно созвать все первичные собрания Республики, чтобы выяснить их мнение по этому вопросу.
22. Если большинством голосов в первичных собраниях принимается решение о том, что нужно вынести постановление по вопросу об отмене декрета, то Законодательное Собрание переизбирается и те члены его, которые голосовали за декрет, не могут быть ни переизбраны, ни назначены членами Законодательного Собрания следующего созыва.
26. После переизбрания новое законодательное Собрание через две недели со дня начала своей законодательной деятельности обязано вновь поставить на обсуждение вопрос об отмене декрета; ... решение, вынесенное им по этому вопросу, также подлежит народной цензуре.
27. Народной цензуре подвергаются все законы и акты законодательного характера, прямо противоречащие конституции.
28. Не подлежат цензуре декреты и акты, носящие чисто административный характер: постановления, касающиеся местных и частных интересов, меры надзора над должностными лицами, а также меры общественной безопасности, если они вторично не продлены на новый срок.
29. Временно всякий закон должен быть приведен в исполнение.
30. Законодательное Собрание может всякий раз, как сочтет это нужным, запрашивать мнение граждан в первичных собраниях по вопросам, касающимся существенных интересов всей Республики. Эти мнения сводятся к простому утверждению или отрицанию.
31. Независимо от права цензуры законов граждане имеют право направлять индивидуальные или коллективные петиции к установленным властям по вопросам, связанным с их частными и личными интересами.
33. Граждане имеют также право требовать предания суду государственных служащих в случаях злоупотребления ими властью или нарушения закона.
Глава IX
О Национальных Конвентах

1. Национальный Конвент созывается каждый раз, когда ставится вопрос о переработке конституции, об изменении или пересмотре отдельных ее частей или о том, чтобы добавить к ней некоторые новые статьи.
2. Если большинство граждан Республики признает созыв Конвента необходимым, то таковой поручается Законодательному Собранию.
3. Конвент и Законодательное Собрание имеют право перенести свои заседания в другое место; но при этом между ними всегда будет соблюдаться расстояние не менее 50 верст.
4. Через двадцать лет после принятия конституции Законодательное Собрание обязано созывать Конвент для ее пересмотра н улучшения.
5. Каждый гражданин имеет право требовать созыва Конвента для пересмотра конституции; это право подчиняется правилам и формулам, установленным для осуществления права цензуры.
8. Конвент состоит из двух членов от каждого департамента, имеющих двух заместителей. Они выбираются тем же способом, что и члены Законодательного Собрания.
9. Конвент не может заниматься никакими другими вопросами, кроме выработки и передачи на утверждение народа улучшенного проекта конституции, освобожденного от недостатков, замеченных на опыте.
10. Все установленные власти продолжают свою деятельность до тех пор, пока новая конституция не будет принята народом, согласно правилам, установленным в действующей конституции, и до тех пор, пока не будут образованы и не качнут работать новые органы власти.
11. Если проект реформы конституции отвергается народом... то Конвент обязан поставить на голосование граждан не отдельные вопросы ее, по которым он считает нужным выяснить мнение народа.
12. Новый проект конституции, составленный после выявления народного мнения, передается на утверждение народа по тем же правилам.
13. Если он вновь отвергается, то Конвент совсем распускается и Законодательное Собрание обязано немедленно запросить первичные собрания, чтобы узнать, нужно ли созвать новый Конвент.
14. Против членов Конвента никогда не может быть возбуждено следствие, обвинение или предание их суду за мнения, высказанные или написанные ими во время исполнения своих обязанностей; они не могут быть преданы суду иначе, как по постановлению самого Конвента.
16. Заседания Конвента ни в коем случае не могут длиться дольше одного года.
Глава Х
О судоустройстве
Раздел I
Общие положения

1. Устанавливаются одинаковые для всей Республики кодексы гражданских и уголовных законов.
2. Правосудие совершается гласно при помощи судей и присяжных.
3. Судьи выбираются на определенный срок и оплачиваются за счет Республики.
4. Они переизбираются только в сроки, установленные конституцией.
5. Ни Законодательное Собрание, ни Национальный Совет, ни административные и муниципальные власти ни в коем случае н ни под каким предлогом не могут присваивать себе полномочия судебной власти.
6. Трибуналы и судьи не могут вмешиваться в область законодательной власти; они не имеют права толкования законов и не могут ни расширять область их применения, ни приостанавливать или прерывать их исполнение, ни вмешиваться в административную деятельность, ни вызывать в суд членов администрации по вопросам, связанным с их обязанностями.
7. Судьи не могут быть уволены иначе, как за злоупотребления по должности, или временно отстранены от должности иначе, как на основании обвинительного приговора.
Раздел III
Об уголовном суде

1. Смертная казнь уничтожается за все преступления частного характера.
2. Право помилования является, в сущности, только правом нарушать закон; оно не может существовать при свободном строе, где закон равен для всех.
3. По делам уголовного характера каждый гражданин может быть предан только суду присяжных; вопрос о применении той или иной меры наказания решается трибуналом.
4. Первый состав присяжных решит вопрос, принимается обвинение по данному делу или отвергается. Самый факт преступления разбирается и решается вторым составом присяжных.
6. Число присяжных, выносящих приговор, ни в коем случае не может быть менее 12.
7. Обвиняемый сам выбирает себе защитника; в противном случае таковой назначается ему судом.
9. Каждый уголовный трибунал состоит из председателя, двух судей и общественного обвинителя. Эти четыре должностных лица выбираются народом на определенный срок.
Раздел VI
О способах обеспечения гражданских свобод

1. Граждане не могут быть изъяты из ведения тех судов, которые установлены для них конституцией.
2. Всякое лицо, задержанное на законном основании, должно быть отведено к полицейскому чиновнику; никто не может быть задержан или арестован иначе, как на основании: 1) приказа полицейского чиновника; 2) предписания трибунала о задержании; 3) декрета об аресте, изданного Законодательным Собранием; или 4) приговора, присуждающего к заключению в тюрьму или исправительный дом.
3. Каждое лицо, приведенное к полицейскому чиновнику, подвергается немедленному допросу; самый поздний срок для допроса устанавливается в 24 часа под угрозой отставки и возбуждения судебного преследования против виновных и нарушении этого закона.
4. Если из расследования, произведенного полицейским чиновником, выясняется, что не имеется никакого повода для обвинения, то задержанный немедленно освобождается; если же имеются причины для заключения его в арестный дом, то он отправляется туда в кратчайший срок, который никоим образом не может превысить трех дней.
6. Арестованные лица не могут быть задержаны, если они представят достаточное поручительство, за исключением мех случаев, когда закон предусматривает наказание, поражающее личные права подсудимого.
8. Лица, задержанные на законном основании, могут быть отведены только в те места, которые установлены законом в качестве мест заключения или тюрем.
9. Ни один тюремный сторож или надзиратель не может принять или держать под арестом кого бы то ни было иначе, как ь силу приказа, предписания о личном задержании, обвинительного декрета или приговора; выписка из этих документов должна быть сделана в его списке арестованных.
12. Всякое лицо, не наделенное по закону правом производить аресты, которое пошлет, подпишет, исполнит или заставит исполнить приказ об аресте какого-либо гражданина; а также и всякое лицо, которое в случае законного ареста отведет, примет или за-держит кого-либо из граждан в месте, не установленном для этой цели законом; всякий тюремный сторож или надзиратель, который нарушит предписания предыдущих статей, - виновны в совершении незаконного ареста и подлежат соответствующей каре.
13. Жилище каждого гражданина является неприкосновенным. Ночью в него можно входить только в случае пожара или требования самих жителей этого дома; днем, кроме указанных случаев, в него можно входить по ордеру полицейского чиновника.
14. Устанавливается неограниченная свобода печати. Нельзя производить дознание и возбуждать преследование против кого-либо за его сочинения, напечатанные или опубликованные им по какому бы то ни было вопросу, за исключением того случая, если в них имеется клевета; тогда преследование против автора или против издателя возбуждается гражданами, против которых оно направлена.
15. Никто не может быть предан суду, как гражданскому, так и уголовному, за опубликованные им сочинения без предварительного решения присяжных по вопросу о том: 1) имеется ли состав преступления в указанном сочинении; 2) виновно ли в этом преступлении то лицо, против которого возбуждено преследование.
Глава XI
О вооруженной силе

1. Вооруженная сила состоит из всех граждан, способных носить оружие.
2. Она организуется для защиты Республики от внешних врагов и для охраны порядка и соблюдения законов внутри страны.
4. Внутри страны граждане никогда не могут действовать как вооруженный отряд иначе, как в силу приказа и разрешения органов администрации.
7. Каждый раз, когда внутренние смуты заставят Государственный Совет перебросить часть вооруженных сил из одного департамента в другой, он обязан немедленно уведомлять о6 этом Законодательное Собрание.
9. Обязанностью вооруженной силы по самому существу дела является повиновение; поэтому ни одна часть войска не может заниматься дебатами.
12. Командиры национальной гвардии выбираются ежегодно гражданами каждой коммуны; никто не может командовать национальной гвардией нескольких коммун.
Глава XII
О государственных налогах

1. Государственные налоги никогда не должны превышать действительных потребностей государства.
2. Только народ имеет право или сам, или через своих представителей утверждать налоги, следить за их употреблением, устанавливать их раскладку, распределение по областям, способ взимания и продолжительность.
З. Государственные налоги устанавливаются и решаются ежегодно Законодательным Собранием; они не могут быть продолжены долее этого срока, если не возобновлены особым постановлением.
4. Налоги распределяются между всеми гражданами поровну в зависимости от их состояния.
5. Однако та часть дохода от промышленности или от заработка, которая признана необходимой для существования каждого гражданина, не подлежит обложению.
6. Не может быть установлено никакого налога, который по своему существу или по способу взимания наносит ущерб праву свободного распоряжения частной собственностью, развитию промышленности и торговли, циркуляции капиталов или влечет за собой нарушение прав, признанных и провозглашенных конституцией.
7. Члены администрации департаментов и коммун не могут ни устанавливать каких-либо государственных налогов, ни производить каких-либо дополнительных обложений сверх суммы, установленной Законодательным Собранием, ни выносить постановлений или разрешений о6 устройстве местного займа среди членов департамента или коммуны без особого на то разрешения Законодательного Собрания.
Глава XIII и последняя
О взаимоотношениях Французской Республики с другими нациями и о внешних сношениях

1. Французская Республика поднимает оружие только для защиты своей свободы, охраны своей территории и помощи своим союзникам.
2. Французская Республика торжественно отказывается от присоединения к своей территории иностранных областей, если это не происходит на основании свободно выраженного желания населения и только в том случае, если области, желающие этого присоединения, не включены в состав и не присоединены к другой нации на основе общественного договора, выраженного в прежней конституции, свободно принятой ими.
3. В странах, занятых войсками Французской Республики, генералы обязаны поддерживать всеми имеющимися в их распоряжении средствами неприкосновенность личности и собственности и обеспечивать гражданам этих стран полную возможность осуществления их естественных, гражданских и политических прав. Ни под каким предлогом и ни в каком случае эти генералы не могут поддерживать своим авторитетом обычаи, противоречащие естественным правам свободы, равенства и народного суверенитета.
4. В своих сношениях с другими нациями Французская Республика будет относиться с уважением к учреждениям, основанным на явном или молчаливом согласии большинства народа.
5. Объявление войны производится Законодательным Собранием и не подчинено правилам, установленным для вынесения других решений; однако объявление войны может быть декретировано только в заседании, назначенном за три дня до него, посредством письменного голосования, и только после того, как будет заслушано мнение Исполнительного Совета Республики.
6. В случае начала или возможности враждебных действий, угроз или военных приготовлений против Французской Республики Исполнительный Совет обязан употребить для защиты государства все имеющиеся в его распоряжении средства с обязательством немедленно предупредить об этом Законодательное Собрание. В этом случае он может указать на необходимость увеличения войск и принятия новых мер, вызывающихся обстоятельствами.
8. Никакие переговоры не могут быть начаты или враждебные действия приостановлены иначе, как на основании декрета Законодательного Собрания, которое может решать эти вопросы только после того, как заслушает мнение Исполнительного Совета.
9. Соглашения и договоры о мире, союзе и торговых сношениях заключаются от имени Французской Республики агентами Исполнительного Совета, снабженными его инструкциями; однако они не вступают в силу до утверждения их Законодательным Собранием.

Члены Конституционного комитета. Подписи: Кондорсе, Жансонне, Б. Барер, Барбару, Томас Пейн, Петион, Верньо, Эммануэль Сийес.

@темы: жирондисты, Французская революция